РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ
Логотип форума

АвторСообщение
ВИТ
Site Admin




Пост N: 61
Зарегистрирован: 05.12.05
Откуда: МОСКВА
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.06 00:41. Заголовок: О возрождении приходской жизни



 цитата:
Что значит возродить приходскую жизнь? Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, — это значит, что и причт и прихожане потеряли между собою связь, единение, исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанностях христиан.



http://forumrussdom.russtv.ru/cgi-bin/frd/ikonboard.cgi?;act=ST;f=3;t=684

http://www.molrus.ru/forum/index.php?showtopic=3289

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 1 [только новые]


ВИТ
Site Admin




Пост N: 62
Зарегистрирован: 05.12.05
Откуда: МОСКВА
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.06 02:53. Заголовок: Re:



 цитата:
Православных, по разным опросам, в стране от 50% до 80% - это те, кто отвечают "православный" на вопрос "кто вы"? Однако за этим самоназванием стоит большое разнообразие взглядов. Помнится, несколько лет назад мне попался на глаза опрос, где были подряд заданы вопросы "Верите ли вы в…" - вместо обычного "Являетесь ли вы православным, атеистом, мусульманином и т.д.". Результаты незабываемы: оказалось, что Бог (с большой буквы) уступал первое место как объект веры гороскопам, а число верящих в загробную жизнь совпало с числом верящих в переселение душ (по трети и тех и этих). Мне до сих пор сложно отделаться от впечатления, что по большей части это одни и те же люди. Те, которые могут купить, например, книгу "Православная астрология" с поддельным благословением патриарха и считают, что в храме святую воду "заряжают энергией". С точки зрения Церкви, православным может считаться тот, кто верует согласно ее вероучению и исполняет обряды. А таких разные опросы устанавливают намного меньше. Посещающих храм раз в год - не более 7%, посещающих его ежемесячно и чаще - 1-2%. Этими двумя процентами населения, по-видимому, и исчерпывается состав регулярных прихожан, в отличие от "захожан". Сколько их было при советской власти, неизвестно, но два процента воцерковленных из семидесяти "сочувствующих" - это не та величина, которой стоит хвастаться.

Резкое падение числа практикующих верующих не только проблема православия - западное христианство страдает от той же беды: полупустые церкви, из прихожан одни старушки да чуть-чуть публики пообразованнее с запросами. Католики и англикане прирастают в основном Африкой, а евангелические протестанты (баптисты и пятидесятники) - Латинской Америкой. Более того, в других конфессиях в развитых странах та же ситуация: храмы хорошо заполняются только в бедных этнических гетто и маленьких провинциальных городках, а в благополучных районах больших городов как белые аборигены, так и приезжие азиаты и африканцы быстро ограничивают религиозную жизнь свадьбами, похоронами, конфирмациями и в лучшем случае главными обрядами года - пасхой, рамаданом, песахом.

Почему Церкви тяжело дается ее основная задача в современном обществе? Потому что приход умирает. Модернизация не сделала иррелевантной веру, но нанесла смертельный удар приходу, причем, вовсе не стремясь к этому.

В основе христианства лежит церковная община. С момента, когда христианам разрешили строить храмы, община воплотилась в приходе - территориальной группе при определенном храме. Христианство, как и другие религии, здесь не выдумало ничего нового - так же выглядели и общины язычников с момента возникновения цивилизации. Для людей традиционного общества такой способ организации был естествен. Люди жили там же, где и работали, и крайне редко покидали место своего рождения, но и на новом месте вписывались в новую общину. Крестьяне были жителями села, ремесленники и торговые люди селились кварталами по гильдиям, студенты создавали корпорации и колледжи, соединенные в университеты. Храм был сердцем общины, а приход был всего лишь другим именем социальной единицы. Быть православным, католиком или мусульманином в такой обстановке было совершенно не сложно - дело было естественное и домашнее.

А затем традиционное общество сменило современное, и одним из важнейших изменений стало исчезновение условий для существования общины. Урбанизация, развитие скоростного механического транспорта и специализация труда привели к тому, что люди стали работать и жить в разных местах. Община держалась долго, но в 20 веке пала. Общинный менталитет еще жив в малых городках и этнических гетто - но в городских центрах, где и сосредоточена жизнь современной цивилизации, он почти умер. С.Паркинсон писал: "Люди, живущие за городом, разнятся во всех отношениях, их сближает только размер заработка. К вечеру адвокаты, инженеры, профессора и оперные примадонны растекаются во всех направлениях, проезжая расстояния, прямо пропорциональные их семейным обстоятельствам и доходам. Поселившись в приглянувшемся ему пригороде, архитектор обнаруживает, что его ближайшими соседями оказываются высококвалифицированный бухгалтер, букмекер, помощник директора банка и чиновник министерства торговли. Его коллеги архитекторы разбросаны вокруг Лондона в различных направлениях и на разных расстояниях… Жизнь в пригороде отличается от городской жизни тем, что она разобщает людей одной специальности". Мировые войны разметали людей, новые системы образования и труда поощряли мобильность, как горизонтальную, так и вертикальную. Наконец, образованные классы стали проводить на работе и в пути туда-обратно намного больше времени. И из-за всего этого центр социальной жизни естественным образом переместился к рабочему, а не жилому полюсу. Много ли из нас так же хорошо знают своих соседей по лестничной клетке, как своих сослуживцев? А где заводится большая часть романов? На учебе, работе или отдыхе.

А вот приход остался там же, где и был - рядом с домом. И еще хорошо, когда рядом - в России сейчас не редкость районы и города вовсе без храмов.

Поэтому православная проповедь никак не сказывается на численности прихожан. Даже те, кто сочувственно отнесется к ней, будут вынуждены ломать свой образ жизни через колено, чтобы вести церковную жизнь. Сейчас на это обычно приходится слышать те возражения, что, мол, истинно уверовавшему приходится нести и не такие трудности. Но позвольте, ведь Церковь не создавала таких трудностей для наших предков. Она вообще не создает бытовых трудностей ни для кого, поскольку возлагает на своих детей духовные труды и труды добродетели. Но отнюдь не бытовые. Нет доблести в том, чтобы ходить в храм за тридевять земель и быть лишенным в нем общества своих светских друзей. Никто не считал, сколько потенциальных новообращенных отвратилось от церкви неудобоносимыми бременами церковного быта.

Что же нужно сделать, чтобы Церковь перестала выполнять в нашей жизни декоративно-этнографическую роль и смогла стать институтом, реально востребованным людьми? И не по принуждению или из моды, а из желания стать добрыми христианами?

Модернизация вовсе не препятствует церковности. Она просто меняет социальные формы, к которым эта церковность была привязана ранее. И для того, чтобы вернуть в нашу жизнь веру, Церкви не нужно менять содержание своей проповеди. Надо поменять формы своей организации.

Это не значит, что приходы должны теперь возникать в офисах. Скорее наоборот: там-то их быть и не должно. Были случаи, как, например, в "Никойле", где верующий руководитель создал должность корпоративного пастыря. Хотя окормлять организацию позвали о. Иоанна Охлобыстина, экс-кинозвезду, корпоративные труженики не очень-то потянулись на исповедь. В том числе и потому, что исповедоваться на работе не лучшая идея. Общины должны формироваться вокруг храмов, но приходы должны из прописочных стать клубными. То есть объединять людей сходных интересов и жизненного опыта - коллег и друзей. Это наполнит новым смыслом понятие "патронального святого". Представьте себе храм Георгия Победоносца, посещаемый военными. А вот храм Николая Чудотворца. Кого вы встретите там? Скорее всего, брокеров и консультантов. Или церковь евангелиста Луки, живописца по преданию - очевидно, что там будет творческая богема. По сути, мы вернемся назад к чему-то напоминающему храмы средневековых цехов и гильдий.

С другой стороны, не должно и быть ситуации, когда приход с храмом живут пожертвованиями и трудом группы заядлых прихожанок. Членство в приходе должно подразумевать регулярные взносы - и существенные. Современный человек платит медицинскую страховку, платит взносы в фитнес-клуб, хотя там и там бывает от случая к случаю. Так почему же он рассчитывает, что можно бесплатно прийти к священнику, чья работа потруднее и поответственнее, чем у фитнес-тренера? В свою очередь и священнику придется тогда смотреть на своих прихожан как на подопечных, а не чужих и случайных людей, и различать их личные ситуации, беды и трудности. Священник должен быть для прихожан взыскательным пастырем - но своим человеком, а не чужим наемником, не радеющим об овцах. Таким, к которому люди не стесняются приходить с грузом грехов и проблем. Это и есть "религиозные услуги" - от слова "служить", а не "услуживать".

По сути, мы ведем речь о реставрации прежних принципов, на которых строилась Церковь тысячелетиями. Церковь, следуя им, всегда успешно вписывалась в меняющееся общество и сможет вписаться в него и снова, если пожелает. Это, скорее всего, задача не одного десятилетия. Но она посильна.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет